Где-то в негостеприимных песках Ближнего Востока столетия назад появилась порода лошадей, которая оказала потрясающее влияние на породы лошадей во всем мире. Эта замечательная лошадь, которая стала известна как арабская чистокровная, развилась как порода в оазисах между Тигром и Евфратом, в странах, которые сейчас известны как Сирия, Ирак и Иран, а также в других частях Аравийского полуострова.
Арабская чистокровная порода, самая древняя и самая чистая, считается одной из самых красивых пород лошадей на свете. Со своей благородной головой, т.н. "щучьим профилем", выразительными глазами, живым темпераментом, неповторимыми плавными движениями араб является, бесспорно, одним из самых совершенных коней.
Несмотря на то, что араба с течение многих столетий разводили с огромной заботой, его происхождение до конца не ясно. Изображения лошадей в классическом средневековом искусстве доказывают, что арабские лошади жили на Аравийском полуострове за 2000 - 3000 лет до Христа. Поскольку они жили и разводились в пустынной местности, арабы приобрели способность к выживанию в сложных климатических условиях, огромную выдержку и неприхотливость.
Для мусульман арабская лошадь была даром Аллаха, ее нужно было почитать, лелеять и даже поклоняться, ведь она была просто необходима бедуинам для выживания в пустыне. Вожди племен могли бы поведать историю каждой семейной лошади в своем племени, равно как и историю каждой семьи. С каждым столетием эта порода обрастала новыми мифами и легендами, рассказывающими о ее мужестве и выносливости.
Религиозная вера, различные суеверия и традиции повлияли на саму природу этой породы, ее внешний облик и окрас. Мусульмане верили, что выступающий лоб носит на себе благословение Аллаха: чем более он выпуклый, тем более благословенна эта лошадь. Изогнутая шея с выраженной холкой были знаком мужества, а "веселый" хвост - гордости. Берберы высоко ценили эти особенности и закрепляли их в породе.
Благодаря религиозному ореолу, которым была окружена арабская лошадь, а также ее вкладом в процветание и безопасность пламени, порода развивалась в изоляции. Были установлены строгие правила разведения породы в чистоте, чтобы сохранить ее в виде, угодном Аллаху. Любые смешения с чужой кровью из гор или городов, окружавших пустыню, были строжайше запрещены. Следует отметить, что иные пустынные типы лошадей имели также распространение по Северной Африке и периферии Великой Пустыни, однако эти "берберы" и "турки" не были одной крови с Арабами и презирались гордыми берберами.
Арабская лошадь использовалась в первую очередь как орудие войны, как и другие лошади в большинстве цивилизаций в то время. Сильная конница бедуинов атаковала вражеские племена и захватывала их стада овец, верблюдов, коз, преумножая богатство собственного племени. Такие рейды были возможны лишь при условии, если нападающий мог напасть быстро и неожиданно, а также молниеносно скрыться от погони. В таких случаях лучше для конницы было использовать кобыл, поскольку они не предупреждали заранее вражеских лошадей о своем приближении. Лучшие военные кобылы демонстрировали большое мужество в бою, а также огромную скорость и выносливость, поскольку такие рейды часто проводились вдали от дома, семьи и детей.
Бедуины кроме воинственности, отличались и гостеприимностью. Если пустынный странник забредал в их шатры, они были обязаны приютить и накормить странника, его свиту и животных на три дня без требования оплаты. Приглашенный же гость мог найти уздечку своей кобылы, висящей на центральном столбе шатра своего хозяина, чтобы продемонстрировать его высокий статус. Таким образом, племена, которые часто находились в состоянии войны, могли рассчитывать на гостеприимство друг друга, делить хлеб и обмениваться рассказами о своих храбрейших и резвейших лошадях.
Часто устраивались скачки, где победитель в качестве приза выбирал лучший табун проигравшего. Племенные жеребцы и кобылы могли продаваться и покупаться, но как правило, военные кобылы не имели цены. В случае необходимости, их преподносили в качестве особо ценного дара. В течение столетий племена, странствующие северной пустыней, где сейчас расположена Сирия, стали самыми уважаемыми конезаводчиками. Не было более ценного подарка, чем арабская кобыла.
Уход за лошадьми у арабов был очень тщательным: их держали возле палаток, поили верблюжьим молоком и подкармливали финиками и кусочками сушеного мяса. Арабы сумели создать поистине уникальную лошадь. Многовековой направленный отбор не только закрепил в арабской лошади резвость, неутомимость, выносливость, стойкость к голоду и жажде, но и придал ей совершенно особые, специфические черты экстерьера. Вот как выглядел идеал конской красоты в глазах араба. У лошади четыре части тела должны быть широкими: лоб, грудь, круп, ноги; четыре - длинными: шея, предплечья, бедра, голени; четыре - короткими: крестец, бабки, уши, хвост.
Арабы не вели письменных родословных своих коней, но знали их происхождение наизусть. Большое значение придавалось кобыле: считалось, что, вынашивая жеребенка в своем чреве, она передает ему свои качества в большей степени, чем жеребец.
Араб более чем какая-либо иная порода повлияла на выведение других пород лошадей на всем свете. Это арабское влияние датируется от седьмого до начала восьмого столетия, когда мусульмане через Северную Африку попали в Испанию. Лошади, которых они привезли с собой, намного превосходили местные породы, таким образом начался процесс вливания арабской крови, который продолжается до сих пор.
В средние века Европейские конезаводчики были нацелены на разведение лошадей для рыцарей и их вооружения. Их легкие лошади происходили от пони, которые не шли ни в какое сравнение с маленькими резвыми лошадками, привезенными исламскими завоевателями. Интерес к этим восточным лошадям рос, благодаря фантастическим историям об их силе, скорости, выносливости и даже прыжковых качествах. Владеть подобной лошадью означало не просто иметь возможность улучшить собственных лошадей, но также и придавало изрядный престиж. Подобная лошадь в табуне приравнивалась к владению шедевром искусства на стене в гостиной. Состоятельные европейцы, преимущественно члены королевских семей, стремились любой ценой заполучить себе этих сказочных лошадей.
Когда мир стал постепенно "уменьшаться", благодаря возрастающим поездкам за границу, турецкие правители Оттоманской империи начали отсылать в качестве подарков Европейским государям арабских лошадей. Такова была судьба Godolphin Arabian (иногда называемого "Бербером"), импортированного в Англию в 1730 г., а также Byerley Turk (1683) и Darley Arabian (1703). Эти три "восточных" жеребца стали основой для формирования новой чистокровной породы. Сегодня 93% всех современных английских чистокровок можно проследить к одному из этих трех жеребцов.