Бельгийский тяжеловоз принадлежит к одним из самых лучших и исторически самых важных тяжелых лошадей, а также к наидревнейшим породам на свете, близким по происхождению к ардену.
В средние века предков этой породы называли "большие лошади". Они несли на себе тяжело вооруженных рыцарей в бой. Известно, что подобные лошади существовали в этой части Европы еще во времена Цезаря. Они явились источником генетического материала, от которого произошли практически все современные тяжеловозы. Жеребцы из Бельгии импортировались во многие страны Европы для того, чтобы производить тяжелых лошадей для производственных и сельскохозяйственных нужд.
Правительство Бельгии сыграло существенную роль в становлении этой породы. Так, в Брюсселе проводилось большое Национальное Шоу, где демонстрировалась эта порода. Призы были воистину огромны. Кроме того, были основаны специальные комитеты, следящие за чистотой породы.
В результате, эта порода была объявлена национальным наследием, или даже национальным сокровищем. Например, в 1891 г. Бельгия экспортировала жеребцов в государственные конюшни России, Италии, германии, Франции и Австро-Венгерской Империи.
Фландерский конь, как его называли в средних веках, повлиял на выведение некоторых последующих тяжеловозных пород, в том числе ширской, суффольской, а особенно клейдельсдальской лошади. Сегодня бельгийский тяжеловоз известен также как брабантская лошадь по одноименной области его разведения в центре Бельгии.
В конце 19 в. существовали три типа брабантского коня, каждый из которых происходил от трех разных линий. Первая линия преимущественно гнедых лошадей - Gros de la Dendre - была основана жеребцом Orange I, вторая - Gris du Hainaut - основана жеребцом Bayard, это были преимущественно белые и золотисто-рыжие лошади, и третья - Colosses de la Mehaigne - происходила от гнедого жеребца Jeana I. Сегодня все потомки этих трех линий объединены под названием бельгийская хладнокровная лошадь или брабантский конь.
Высокая механизация сельскохозяйственного труда несколько снизила спрос на этого великана, известного своим ласковым нравом и огромным желанием работать. Бельгийский тяжеловоз пользуется спросом в ряде областей Бельгии и в Северной Америке.
В течение столетий конезаводчикам удалось добиться совершенства в разведении этой породы путем строгой селекции и скрещиванием в рамках одной породы. В результате получился конь, у которого короткая шея, сильное плечо, короткие ноги, глубокое тело и могучий круп сочетаются с миролюбивым характером, что делает из него идеального тяжелого коня для работы в поле. И нет более прекрасного зрелища, чем вид этих замечательных лошадей, запряженных в повозку, груженную бочонками с пивом.
Высота бельгийского тяжеловоза: 162 - 173 см. Окрас преимущественно рыжий и золотисто-рыжий с черными отметинами. Можно встретить гнедых и белых лошадей. Строение тела: маленькая простоватая голова с умными глазами; короткая мускулистая шея; массивное плечо; короткое глубокое компактное туловище; мускулистый сильный круп; короткие сильные ноги; твердые средней величины копыта.